Урок информационной безопасности «Я и мои виртуальные друзья»

8 февраля — Всемирный день безопасного Интернета отмечается ежегодно во второй вторник февраля.

Есть такая сеть на свете

Ею рыбу не поймать.

В неё входят даже дети,

Чтоб общаться и играть.

Информацию черпают,

И чего здесь только нет!

Как же сеть ту называют?

Ну, конечно, Интернет!

   Интернет — это очень важное изобретение человечества, это сеть, которая опутала весь земной шар, которая соединяет всех  владельцев     компьютеров, подключенных к этой сети, при помощи Интернета можно связаться с человеком, который находится,   например, в Австралии или Америке, в интернете хранится очень  много различной информации, там можно отыскать словари, энциклопедии, газеты, произведения писателей, музыку. Можно посмотреть фильмы, теле- и радиопередачи, найти массу программ для своего компьютера.

Впервые сеть Интернет начала работу 29 октября1969 года в США. В последние десять лет интернет прочно вошел в жизнь практически каждого человека и изменил наше общество. Очень многие уже не представляют свою жизнь без этого достижения техники.

Но при всех своих преимуществах он таит потенциальную опасность. Часто в ИНТЕРНЕТЕ встречаются материалы, которые противоречат закону, нарушают права и достоинство человека. Мы поговорим с вами о том, как защититься от ИНТЕРНЕТ-угроз, о безопасности, бдительности, познакомимся с правилами сетевого общения. Виртуальная реальность, как и любое пространство, несомненно, обладает и достоинствами и недостатками.

Начинаем с себя

Повышение общего уровня цифровой культуры начинается с работы над собой. Достаточно просто проявлять свои лучшие качества, не позволять эмоциям взять верх, говорить о безопасности и вежливости со своими друзьями и близкими.

Посмотрите на четыре простых совета и попробуйте сказать эту мысль от себя.

Следуйте золотому правилу

иконка Следуйте золотому правилу

Я буду проявлять сочувствие, сострадание и доброту к каждому, с кем общаюсь в сети, и буду относиться ко всем с достоинством и уважением.

Уважайте различия

иконка Уважайте различия

Я буду ценить культурные различия и уважать разные точки зрения. Если я с чем-то не согласен, я буду вести себя обдуманно, избегая оскорблений и личных нападок.

Делайте паузу перед ответом

иконка

Я сделаю паузу и подумаю, прежде чем отвечать на то, с чем я не согласен. Я не буду публиковать или отправлять что-либо, что может причинить кому-либо вред или угрожать моей безопасности или безопасности других людей.

Защищайте себя и других

иконка

Я расскажу кому-нибудь, если почувствую себя небезопасно, предложу поддержку тем, кто стал жертвой оскорблений или жестокости в Интернете, и сообщу о действиях, которые угрожают чьей-либо безопасности.

Угрозы в Сети.

Спам и фишинг Спам — это электронный эквивалент бумажной рекламы, которую бросают в ваш почтовый ящик. Однако спам не просто надоедает и раздражает. Он опасен, особенно если является частью фишинга.

Следует помнить про мошенников, которые стремятся похитить ваши личные данные или деньги, а, как правило, и то, и другое. Такие мошеннические действия или схемы называются «фишингом» (от английского слова «fish», что означает «рыба» или «рыбачить»), так как их цель – «выудить» у вас ваши персональные данные.

Как защитить себя от спама и фишинга?

1.Заведите себе несколько адресов электронной почты.
Лучше всего иметь по крайней мере два адреса электронной почты.

  • Личный адрес электронной почты.
    Этот адрес должен использоваться только для личной корреспонденции.
  • «Публичный» электронный адрес.
    Используйте этот электронный адрес для регистрации на общедоступных форумах и в чатах, а также для подписки на почтовую рассылку и другие интернет-услуги.

2.Никогда не отвечайте на спам.

3.Подумайте, прежде чем пройти по ссылке «Отказаться от подписки».

4.Своевременно обновляйте браузер

Грубость в интернете. Как не испортить себе настроение при общении в сети и не опуститься до уровня «веб-агрессора» Существует в Интернете особая категория пользователей, с которой лучше никогда не встречаться. Это так называемые сетевые хамы и форумные тролли, развлекающиеся провокациями своих собеседников в Интернете. Зачем они это делают? Чтобы получить удовольствие от негативной реакции других людей. Такие пользователи преднамеренно идут на конфликт и доводят собеседника до нервного срыва, который может выплеснуться в онлайн.

Кибер-буллинг. Кибер-буллинг (cyber-bullying), подростковый виртуальный террор, получил свое название от английского слова bull — бык, с родственными значениями: агрессивно нападать, бередить, задирать, придираться, провоцировать, донимать, терроризировать, травить.

Советы для преодоления этой проблемы:

1.Не спеши выбрасывать свой негатив в кибер-пространство.

2.Создавай собственную онлайн-репутацию, не покупайся на иллюзию анонимности.

3.Храни подтверждения фактов нападений.

4.Игнорируй единичный негатив

5.Блокируй агрессоров.

6.Не стоит реагировать на агрессивные сообщения.

Интернет-зависимость. Проблема интернет-зависимости выявилась с возрастанием популярности сети Интернет. Некоторые люди стали настолько увлекаться виртуальным пространством, что начали предпочитать Интернет реальности, проводя за компьютером до 18 часов в день.

Самый простой и доступный способ решения зависимости — это приобретение другой зависимости. Любовь к здоровому образу жизни, общение с живой природой, путешествия по родному краю, творческие прикладные увлечения, занятия спортом, как правило, выводят человека из зависимости.

Памятка по безопасному поведению в Интернете

1.Никогда не сообщайте свои имя, номер телефона, адрес проживания или учебы, пароли или номера кредитных карт, любимые места отдыха или проведения досуга.

2.Используйте нейтральное экранное имя, не выдающее никаких личных сведений.

3.Защитите свой компьютер.

4.Используйте надежные пароли и храните их в секрете.

5.Используйте фильтры электронной почты для блокирования спама и нежелательных сообщений.

6.Не допускайте грубости в интернете, блокируйте веб-агрессоров.

7.Не добавляйте незнакомых людей в свои контакты.

8.Помните, что виртуальные знакомые могут быть не теми, за кого себя выдают.

9.Никогда не соглашайтесь на личную встречу с людьми, с которыми вы познакомились в Интернете.

10.Прекращайте любые контакты по электронной почте, в системе обмена мгновенными сообщениями или в чатах, если кто-нибудь начинает задавать вам вопросы личного характера.

Дорогие ребята, помните, Интернет может быть прекрасным и полезным средством для обучения, отдыха или общения с друзьями. Но – как и реальный мир – Сеть тоже может быть опасна!

Интерактивная игра «Безопасный интернет»

Предлагаем вам познакомиться с книгами о компьютерах, программировании и роботах.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - 1-5-219x300.jpg
Клаузен, Петер. Компьютеры и роботы. – М.: Мир книги, 2006.
Хотите узнать много нового и интересного, весело провести время и найти ответы на интересующие вопросы? Добро пожаловать в удивительный мир РОБОТОВ. Почему чешский писатель Карел Чапек назвал искуccтвенных рабов-рабочих роботами? Зачем роботов отправляют в космос? Всё о том, как устроены компьютеры и роботы, как их применяют, где они работают и какими они будут завтра. Это широко использующееся сейчас слово впервые применил чешский писатель Карел Чапек в пьесе R.U.R. (Rossum’s Universal Robots) для описания человекоподобных механизмов,выполняющих рутинную работу.
Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - 2-2.jpg
Блау М. Г. Удивительный интернет.- Москва, 2016 (О чем умолчали учебники)
Интернет — одно из самых выдающихся достижений человеческой мысли, без которого невозможно представить современную цивилизацию. Миллионы людей сегодня пользуются им как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни. Но большинство пользователей Всемирной сети имеет о ней очень поверхностное представление. Автор, специалист по информационным технологиям, живо и увлекательно и вместе с тем серьезно и обстоятельно рассказывает об истории создания Интернета, о том, как он устроен и как работает, а также о том, как с его помощью получать и пользу, и удовольствие. Не только новички, но и «продвинутые» пользователи Интернета найдут в этой книге много нового и интересного.
Для широкого круга читателей.
Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - 3-2.jpg
Компьютер для детей. – Москва, 2001.- 304с.; ил.
`Компьютер для детей` — это первое знакомство с современным компьютером, его операционной системой, программными приложениями и всемирной сетью Интернет. Первые наглядные уроки общения с компьютером развивают у детей логическое мышление, воображение, навыки самостоятельной работы.
Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - 4-203x300.jpg
Анимация на Scratch. Программирование для детей. [методическое пособие для совместной работы взрослого с ребенком]. Йохан Алудден и др.- М.: Росмэн,2018.- 128 с.: ил.(Создай свою игру)
Добро пожаловать в увлекательный мир программирования! Язык Scratch 2.0 был разработан специально для детей. Юным компьютерным гениям, освоившим его, больше не нужно покупать или скачивать новые видеоигры — теперь они смогут создавать их самостоятельно! С помощью этой книги дети, уже освоившие основы языка Scratch 2.0, научатся создавать анимацию для видеоигр.
Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - 5-225x300.jpg
Торгашева Ю. В.,Первая книга юного программиста. Учимся писать программы на Scratch. [6+]. Юлия Торгашева- СПб.: Питер, 2017.- 128 с.:ил.(Вы и ваш ребенок) 
Не сомневаюсь, что ты любишь играть на компьютере, телефоне или планшете и смотреть ЗО-мультфильмы. А знаешь, как их делают? Для этого нужны программы — наборы команд, которые приказывают компьютеру двигать героев по экрану. .
.А теперь — самое главное. Ты можешь сам делать такие программы! Придумывать игры со своими героями, рисовать мультфильмы — все, что захочешь. Для этого создали специальную детскую среду программирования Скретч. Все команды в ней нарисованы как цветные значки-блоки, из которых удобно собирать программы. Это похоже на конструктор «Лего». Просто берешь кубики и собираешь сложную программу или игру.
.Давай вместе отправимся в удивительный мир программирования.